История храма
Старинные документы рассказывают, что уже в 16 веке, во времена Ивана Грозного, в Заостровье был храм. Известно также, что здесь были возведены один за другим несколько деревянных храмов. Церкви горели «от грома и молний», ветшали, разрушались, одна была перенесена в 19 веке в Соломбалу…Заостровский погост сегодня — это два храма дивной красоты.
Один из них, храм Покрова Божией Матери, деревянный, его построили в 1686 году по благословению архиепископа Холмогорского Афанасия. В 1915 году, после реставрации, он был освящен во имя Покрова Божией Матери. Сейчас, спустя три века, эта аккуратная, небольшая церковь, несмотря на многочисленные разрушения, выглядит опрятно и даже величаво. Девять его куполов, покоящихся на высоких, покрытых лемехом барабанах, устремлены в поднебесную высь. Знатоков восхищает полукруглое завершение стен строения – закомарное покрытие, которое характерно только для каменных строений, для деревянной церкви это явление уникальное. Храм Покрова — подлинное архитектурное чудо деревянного зодчества — нуждается в реставрации.
Рядом высится каменная церковь Сретения Господня. В ней шесть престолов, которые перенесены сюда из прежних, унесенных временем храмов: главный — Сретенский престол — находится на нижнем этаже, рядом с ним с южной стороны придел во имя святого Николая Чудотворца. На верхнем этаже три престола: во имя апостолов Петра и Павла, во имя мучеников Флора и Лавра, преподобных Онуфрия Великого и Петра Афонского. В трапезной храма в 1896 году был устроен придел во имя священномученика Пантелеймона-целителя. Церковь была заложена в 1808 году на месте разобранного более древнего храма. Каменную шатровую колокольню воздвигли в 1854 году, а полностью завершено строительство было только в 1878 году.
Церковь состоит из трех объемов: сеней со звонницей над ними, трапезной и собственно храма, у которого, однако, отсутствует алтарная апсида. Вместо нее восточную стену храма украшает стройный портик с колоннами в стиле позднего классицизма. Этот величественный храм увенчан пятью куполами — «главами». Нельзя не заметить, что купола повторяют формы, характерные для зодчества XVII века.
Кирпичи для строительства церкви завозили на баржах по судоходной тогда реке Заостровке. На средства крестьянина Андрея Алексеевича Чистикова в нижнем этаже храма был устроен новый иконостас, он же нашел в столице и привез сюда художников, оплатил роспись стен и сводов верхнего этажа.
На службу прихожан созывал звон большого, в 210 пудов, колокола, который был отлит в 1875 году на их пожертвования. Звучал он с такой силой, что слышен был даже в Архангельске. В начале 1930-х годов во время «колокольной кампании» его сняли и отправили в переплавку.
В конце 1990-х годов начался капитальный ремонт храма. Был снят культурный слой вокруг него, полностью перекрыта крыша, в нижней его части проведено отопление, заменены кресты и лемех на главах, храм заново отштукатурен и побелен. В 2003 году церкви был подарен новый набор колоколов. Девять колоколов были установлены на звоннице храма. Самый большой колокол весит 430 кг, самый маленький - всего 8 кг. И сейчас их звучание призывно разливается по всему Заостровью.
Храмовая икона
Главная храмовая икона «Сретение Господне», вероятнее всего, когда-то была перенесена сюда из соседней деревянной церкви. Ее сюжет связан с важным событием в жизни Христа.
На 40-й день после Его рождения Богоматерь с Иосифом пришли в Иерусалимский храм, чтобы посвятить Младенца Богу. Их встретили глубокий старец Симеон и пророчица Анна, издавна жившая при храме. В свое время Симеону было предсказано, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа. И вот встреча (по-славянски — «сретение») произошла. Симеон взял Младенца Христа на руки, благословил Бога и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, — свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». На иконе изображен именно этот момент.
Сретение Господне — двунадесятый праздник (то есть один из 12-ти главных церковных праздников), он приходится на 40-й день после Рождества Христова, на 15 февраля по новому стилю. В этот день празднуется не само принесение Младенца в храм, а та особая знаменательная встреча, которая произошла в этом храме.
История прихода
Заостровье — это 25 деревень с центральным селом Рикасово, расположенным на берегу тихой речки. Здесь, на живописном и удобном месте, жители издавна возводили храмы. Первое упоминание о Заостровском приходе относится к XVI веку. Древние документы донесли до нас сведения, что здесь стояли деревянные храмы: Никольский, Флора и Лавра, Петра и Павла. Сначала приход находился в ведении новгородских архиепископов. Именно туда в начале XVII века обращается церковный староста Харлушка Мосеев с просьбой о благословении на постройку нового храма. Когда-то в состав Заостровского прихода входили и Тойнокурье, и даже часть Соломбалы. Именовался он Петропавловским. Причт (штат) состоял из трех–пяти человек.
В памятной книге Заостровской церкви первым упоминается священник Дионисий Прокопьев (1688 г.). Священники и дьяконы жили в четырех приходских домах. Служба иногда велась на два клироса.
До сих пор в некоторых деревнях Заостровья сохранились поклонные кресты, прежде стояли и часовни. Каждая из деревень раз в год праздновала свой часовенный праздник, на который после воскресной литургии приходили священники и гости из соседних селений. Их встречали хлебом и солью. Около часовни служили молебен.
Вопросами строительства, ремонта, приобретением церковной утвари, заботой о бедных занимался церковно-попечительский совет, выбиравшийся из числа прихожан. Раньше приход был довольно богатым. Доход приносила земля, находившаяся во владении церкви, а также капитал в процентных бумагах, кружечный и кошельковый сбор, прибыль от продажи свечей. Сверх того в церковную казну поступали средства и за счет сбора с владельцев судов, проплывавших по Заостровке. При храме были открыты Рикасовское сельское училище и две церковно-приходские школы в деревнях Лянецкая и Перхачево.
Перед революцией в приходе совершалась активная миссионерская деятельность. Миссионерские беседы со старообрядцами священника Павла Ильинского были изданы отдельной брошюрой в 1896 году. Позднее священник Павел Ильинский был избран делегатом от Архангельской епархии на Поместный Собор 1917–18 годов, где выступил с докладом «Неотложное дело» в «особом отделе о богослужении» по вопросу об использовании Священного Писания на русском языке за богослужением. Он так же предложил издать "Евангелие" и "Апостол" на русском языке для их использования за богослужением.
После 1917 года со стороны новой власти проводилась последовательная политика на уничтожение прихода.
В 1932 году деревянная церковь и здание школы, уже национализированные и принадлежавшие Заостровскому сельскому совету, были проданы сельскохозяйственному комбинату «Севводник». В деревянном храме Покровà Божией Матери была устроена тракторная мастерская. Иконы были частично перенесены в каменный храм, а теми, что остались, топили печь, устилали мостовую. Здание школы использовалось под общежитие, столовую, клуб, детский дом, столярные мастерские. В 1930–1933 годах были арестованы священники храма о. Федор Тамицкий, умерший в лагере, о. Александр Лыткин, расстрелянный в 1938 году. Диакон Арсений Жаровов был отправлен на строительство Беломоро-Балтийского канала. Вернулся в 1939 году, после Великой Отечественной войны был рукоположен во пресвитеры; являлся настоятелем храма в 1947-49 годах.
В советское время прихожане Заостровского прихода проявили изрядное мужество, чтобы сохранить свой храм. В страшном 1932 году шел процесс регистрации приходских общин с целью закрытия храмов. В 1933 году в Заостровье была зарегистрирована религиозная община. 402 прихожанина дали свои подписи под обязательством сохранять и содержать храм. Они говорили: «Проживем и на картошке (хотя в семьях было и по 10 человек детей), но храм сохраним».
В 40-е годы старостой прихода была Маремьяна Алексеевна Москалева. Ее неоднократно вызывали в отдел религии органов безопасности, куда она относила списки и квитанции об уплате налогов. «Бабушку много раз таскали в НКВД, — вспоминают ее внуки. — Вот возьмет палку, узелок, с нами попрощается и пойдет, ожидая ареста. А там ей говорят: «Если соберите 20 подписей, церковь не закроем». Тогда она ходила по дворам и говорила: «Прокопьевна, подпиши, не бойся, куда нам, помирать пора».
В сороковые годы за посещение храма отбирали продуктовые карточки на неделю, а то и на десять дней. На Рождество и на Пасху комсомольский патруль стоял перед церковью и записывал тех, кто шел в церковь.
В пятидесятые годы власти пытались отобрать храм снова, обещая устроить в нем электростанцию, но заостровцы стояли на своем: «Не мы строили — не мы отдавать будем».
Церковь Сретения Господня в Заостровье — одна из двухсот в стране, ни разу не закрывавшихся: прихожане отстояли свой храм от разорения.
8 июня 1991 года священником Леонидом Мельником было совершено заочное отпевание всех расстрелянных, умученных, погибших в лагерях, всех, пострадавших за веру.
14 августа 1994 года силами паломников из Москвы был восстановлен поклонный крест в деревне Великое. С тех пор возобновлена традиция крестных ходов к поклонным крестам, которые совершались до 1929 года.
В сентябре 1996 года в возвращенном приходу здании приходского училища по благословению правящего епископа Тихона организована воскресная школа для детей.
В мае 1998 года открыта выставка по истории прихода "Заостровский приход. XX век" (По материалам архивов и воспоминаниям жителей с. Заостровье.)
В 1990-х годах начался капитальный ремонт церкви. Вокруг нее был снят культурный слой, перекрыта крыша, впервые проведено отопление, заменены кресты и лемех на куполах. В 2003 году при поддержке благотворителей установили новые колокола.
С 2008 года Межобластное научно-реставрационное художественное управление (МНРХУ) Минкультуры РФ на средства федерального бюджета осуществляет реставрацию росписей верхнего этажа Сретенского храма. Завершение работ планируется в 2014 году.